Платок-зануздалка или куталка.

Автор: Екатерина Гобозова. Источник

Среди разнообразия казачьих женских головных уборов особое место занимает «зануздалка» или «куталка». Этот причудливый платок, надеваемый казачками для полевых и пыльных работ, представляет собой не малый интерес. Функциональный, с одной стороны, и самобытный (даже экзотичный для иногороднего глаза) с другой, этот головной убор был неотъемлемой частью женского станичного быта на Дону и на Тереке.

Н.Ф.Яковлев в своем этнографическом очерке, посвященном одежде казаков Верхнего Дона, писал о зануздалке следующее: « … поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на макушке. «Зануздалка» была непременно иного, по сравнению с шалью, цвета, красная на белой и наоборот». <…> Концы шали уже поверх надетой «зануздалки» обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом» [1]. Столь замысловатый головной убор носился донскими казачками в холодное время года, спасая их от пронизывающего степного ветра. «Ушам тяпло» — мотивируются эти странные способы ношения платков» [2].

Тем не менее, на Дону зануздалка использовалась не только в холодное межсезонье, но и в летнее время, для пыльных работ в поле и на базу. Об этом свидетельствуют фотографии казачек станицы Цимлянской 1875-76 годов. На них казачки в легких хлопковых платочках, закрывающих лица, запечатлены во время своих повседневных трудов.

Не меньшее распространение данный вид головного убора получил и на Тереке, но под иным названием — куталка, т.е. от глагола «кутаться». «Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза» [3].

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком» [4].

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду» [5].

Терско-гребенские казачки, славящиеся кокетством и щегольством, заботились о своей красоте и сохранности кожи лица. В «народной гигиене» станичниц платок-куталка играл не только функциональную роль, но и был, своего рода, простым и доступным средством женщины для ухода за собой. «Забота о сохранении своей миловидности и некоторая кокетливость составляют одно из характерных свойств гребенички. Для сохранения кожи лица и рук они и на работе в поле, и в доме всегда кутаются, то есть обвязывают лицо платком, а на ночь, после умывания, натирают лицо и руки козлиным или другим жиром, а иногда спуском своего приготовления, отчего цвет лица и рук у них всегда нежный и прозрачный, несмотря на ту египетскую работу, которую они несут мотыгою в виноградных садах и с серпом на жатве» [6].

Ношение казачками платков, закрывающих лица, нередко связывают с влиянием восточной и кавказской культур соседних с казаками народов. Однако из приведенных описаний не следует ничего подобного. Нигде не упоминается о том, что казачки переняли ношение зануздалок или куталок у кого-либо: татарок, чеченок, турчанок и т.д.

Зануздалка или куталка не связаны ни с восточной, ни тем более с исламской традицией. Данный головной убор играл в быту труженицы-казачки сугубо утилитарную роль — он защищал ее лицо от беспощадного ветра, зноя, пыли. Зануздалки носили на сенокос, молотьбу, надевали на виноградники и пашни. Зануздалка не предусмотрена в праздничном костюме казачки ни на Дону, ни на Тереке.

Автор: Екатерина Гобозова.
Источники:
[1],[2] — Яковлев Н.Ф. Материалы по одежде донских казаков // Этнографическое обозрение. 1916. № 1-2. С. 48-50;
[3] — СМОПМК: Новогладковская станица в ея прошлом и настоящем, Ф.С.Гребенец, 1915 год;
[4] — СМОПМК: станица Наурская Терской области, П.А.Востриков, 1904 год;
[5] — СМОПМК: станица Слепцовская Терской области, П.Семенов, 1893 год;
[6] — А.А.Ржевусский. Терское казачье войско, 1888 год.

Иллюстрации:
1. Рисунок из статьи Н.Ф.Яковлева, 1916 год; 2. Рисунок Е.Лансере, 1928 год; 3. Казачки станицы Цимлянская 1875-76 гг.; 4. Кадр из фильма «Тихий Дон» 1957 год; 5. Кадр из фильма «Казаки» 1961 год.

Видео  по теме с канала Anna Diva

Зануздалка (знуздалка, пыльник, куталка)

Рисунок из статьи Н.Ф.Яковлева, 1916 год

Зануздалка (знуздалка, пыльник, куталка)

Казачки станицы Цимлянская 1875-1876 гг

Зануздалка (знуздалка, пыльник, куталка)

Кадр из фильма «Тихий Дон» 1957 год

Зануздалка (знуздалка, пыльник, куталка)

Кадр из фильма «Казаки» 1961 год