Если в истории женской одежды на Руси головной убор — это прежде всего украшение и дань традиции (замужняя женщина должна полностью закрывать волосы), то для мужчин — это показатель социального статуса. Чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение занимает её хозяин («По Сеньке и шапка, по Фоме и колпак»). Рабы ходили с непокрытыми головами.

Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах.

Одной из причин постоянного ношения головного убора было соблюдение обычая по-восточному коротко остригать волосы, а иногда и вовсе их сбривать. Только в случае беды, которая могла постигнуть знатного человека (царская опала или потеря родственника), мужчина мог отпустить волосы «в знак печали».

Среди бедного населения Руси с раннего периода преобладали войлочные колпаки, зимой — с узкой опушкой из дешёвого меха. Более состоятельные носили шапки из дорогих тканей и украшали их камнями и вышивкой, а в комнатах иногда одевали тафью — восточный убор. Бояре при параде могли одевать одновременно тафью, колпак и сверху — высокую горлатную шапку (привилегию носить такие шапки имели только князья и бояре).

По предположениям историков, в дружинной среде большое распространение получили мурмолки. А вот всем нам известные треухи (термин известен с XVII века) и «произошедшие от них» шапкиушанки стали появляться в русской деревне намного позже. Шапки-ушанки распространились только в последней трети XIX века.

Шапка
Шапки были широко распространены на Руси, но сначала преобладали в княжеской среде. Первые изображения русских князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в сагах «древнерусской меховой шапкой», головным убором «знатного человека».

Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья — парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.

Ермолка
Мурмолка (=»ермолка») — шапка из сукна, бархата или парчи, вяленная или меховая. Тулья у таких шапок расширялись кверху, иногда имели отвороты и украшались лисьими хвостами. Конец шапки украшался иногда серебряным наконечником.

Сам термин мурмолка связывают с ермолкой, похожей по форме шапкой, которую носили в России до XIX века.

Колпак
Колпак — это одна из самых древних на Руси форм головного мужского убора. Изображение колпака находят на фреске Софийского собора в Киеве и на старинных браслетах XII века.

В XIII-XVII веках это одни из самых распространённых головных уборов. Состоятельные люди одевали летом атласные колпаки (преимущественно белого цвета), пристёгивая по краям так называемое ожерелье — околышек, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и т.д. На зиму колпаки внутри делались меховыми, и этой же меховой частью они выворачивались наружу, образуя такой же меховой отворот. Дополнительно спереди и сзади делали продольный разрез.

Бедные люди также носили колпаки, но летом — из недорогого сукна, а зимой из овчины. А украшали их пуговками, пряжками, запонками и брошками.

Тафья
Тафья — головной убор, пришедший с востока и являющийся разновидностью известной нам тюбетейки. Зажиточные люди, особенно князья, часто носили в помещениях тафьи, которые прикрывали только макушку головы. Эти маленькие шапочки шили из сафьяна (мягкая тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в яркие цвета), бархата и парчи, украшали золотом, шёлком и жемчугом.

В истории известен случай, когда царь Иван Грозный решил ходить в тафье в церковь, из-за чего поссорился с митрополитом Филиппом.

Источник: Народный и исторический костюм (http://www.narodko.ru/article/ahat/vid/mugckie_golovnye_ubory.htm)